Русский язык и литература
Вакулич И.Ю. Малиновская О.А. Янушкевич Е.В. Мицкевич И.В. Кравчук С.В.
Вакулич И.Ю.
Малиновская О.А.
Янушкевич Е.В.
Мицкевич И.В.
Кравчук С.В.
Тема: Словообразовательная норма (10 класс)
Мицкевич И. В., учитель высшей категории
Цель: совершенствование, расширение и углубление знаний учащихся о
культуре речи, о языковой норме; формирование и совершенствование
умений видеть нарушение языковой нормы, определять её тип,
исправлять ошибки; развитие внимания и интереса к слову в
художественном произведении.
Эпиграф: Одно убеждение вынес я из опыта последних годов: жизнь не
шутка и не забава, жизнь даже не наслаждение… жизнь – тяжёлый
труд. Отречение, отречение постоянное – вот её тайный смысл, её
разгадка, исполнение долга.
И.С. Тургенев
Ход урока:
I. Организационная часть.
II. Вступительное слово учителя.
«Сегодня на уроке мы будем говорить о нормах языка, о нормах, которые делают нашу речь правильной и красивой. Недаром Сократ говорил: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Нашими помощниками на уроке будут учебник русского языка, раздаточный материал с текстами И.С. Тургенева. Почему И.С. Тургенева? (учащиеся отвечают).
III. Актуализация опорных знаний.
1) работа с эпиграфом:
- Употребление наших норм мы можем повторить по эпиграфу?
- Объяснение смысла эпиграфа.
- Особенно бросаются в глаза нарушения нормы в устной речи. Давайте
послушаем.
2) инсценирование отрывка из произведения И.С. Тургенева «Разговор на
большой дороге» (раздаточный материал).
- Найдите случаи нарушения языковых норм (орфоэпическая: вишь;
морфологическая – ушми, ухми; лексическая – лядащая – диалект; не
соблюдает – не смотрит; легковерный – легкомысленный).
- С какой целью автор использует диалектные, просторечные слова?
(показать внутренний мир героя).
IV. Введение нового материала.
1.Сообщение темы:
- Чему нас учит словообразовательная норма?
- Регулирует выбор морфем в слове (запись на доске).
- Какие морфемы мы изучили?
- Как вы понимаете термин «нулевая морфема»?
- Найдите в эпиграфе слова с нулевыми морфемами.
- Найдите слова образованные суффиксальным способом. Докажите.
- Какова роль суффикса -ени-?
2. Выполнение разноуровневых заданий:
1) упр.132 (словообразовательный словарь)
2) упр.134
3) упр.135
3. Словарная работа. Профессиональный словарик.
Комментатор (заранее подготовленный ученик сообщает этимологию).
4. Деловая игра «Корректоры и редакторы» (комментарии о профессиях),
(раздаточный материал).
Примеры из книги К. Чуковского «От двух до пяти».
1) -Смотри, как налужил дождь! (наследил)
2) -Ой, какой пузырь я выпузырила. (выпустила)
3) -Дай мне распакетить пакеты. (распаковать)
4) -На тебе кочергу, покочергай. (поворочай)
5) -Видишь, как я хорошо приудобился. (приспособился)
6) -Погоди, я ещё не отсонилась. (отоспалась)
7) -Мама сердится, но быстро удобряется. (успокаивается)
8) -На что ты так углазилась? (уставилась)
- Какую норму нарушают малыши? (словообразовательную)
- Объясните детское словотворчество.
(слова дети образовывают по существующим в языке моделям, по
аналогии с имеющимися литературными словами).
- Выпишите слова, придуманные малышами; рядом напишите
существующий аналог.
5. Работа в группах (исправление ошибок)
1) упр. 136
2) упр. 137
3) устное высказывание по стихотворению И.С.Тургенева
«Русский язык». (раздаточный материал) – метод кейса.
- Стихотворение в прозе – в самом жанре несопоставимое понятие –
оксюморон (запись на доске).
V. Выставка словообразовательных словарей.
Реклама словаря А.Н. Тихонова (подготовленный ученик).
VI. Практическое применение материала урока. Рефлексия.
- Для чего нам нужны знания полученные сегодня на уроке? (грамотно
писать, говорить, выражать свои мысли, сдать ЦТ)
- Давайте найдём в вариантах ЦТ предложения с речевыми ошибками и
исправим их.
VII. Заключительное слово
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это
достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь
почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в
состоянии творить чудеса! »
IX. Информация о домашнем задании: §20, упр.133, 139,140.
Педсовет 05.11.2021
Презентация
Комментариев нет:
Отправить комментарий